Если в поиск по картинкам ввести слово “учитель” или “урок”, то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски (или пишет что-то на доске) со своим несменным атрибутом - указкой, а ученики, рассажанные по партам, записывают за учителем в тетрадь. Типичная учебная ситуация. В конце такого урока задается домашнее задание, состоящее, в основном, в прочтении параграфа по заданной теме и ответов на вопросов к нему, или в письменном выполнении упражнения. Следующий урок начинается с проверки домашнего задания. За невыполненную работу, как правило, ученик получает отметку “2”. В случае непонимания темы или дополнительных вопросов назначается время после уроков для дополнительных занятий. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.
Картина, думаю, знакомая.

Исходя из описанных
причин, ведущих к перевороту, можно заметить, что “под “переворотом” подразумевается не только  смена с домашней и классной работой, но и действие от обратного.

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.

 

 

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Учитель


Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.

ИКТ


Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы


Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока


В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.



  • Представим схематично объекты переворачивания
    https://lh4.googleusercontent.com/-hrHUUDqObQY/UwsGkiiKRuI/AAAAAAAAevI/iEhHjphsI1w/s657/Screen%20Shot%202014-02-24%20at%2010.44.07%20AM.png

    Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.
    Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.

    https://lh3.googleusercontent.com/-lPvZP46TPgw/UwsBkrSBwCI/AAAAAAAAeu4/lec3LMMCeHM/s477/Screen%20Shot%202014-02-24%20at%2010.23.04%20AM.png

    Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя.

    Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.
  • .