Если в поиск по картинкам ввести слово “учитель” или “урок”, то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски (или пишет что-то на доске) со своим несменным атрибутом - указкой, а ученики, рассажанные по партам, записывают за учителем в тетрадь. Типичная учебная ситуация. В конце такого урока задается домашнее задание, состоящее, в основном, в прочтении параграфа по заданной теме и ответов на вопросов к нему, или в письменном выполнении упражнения. Следующий урок начинается с проверки домашнего задания. За невыполненную работу, как правило, ученик получает отметку “2”. В случае непонимания темы или дополнительных вопросов назначается время после уроков для дополнительных занятий. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.
Картина, думаю, знакомая.
Исходя из описанных причин, ведущих к перевороту, можно заметить, что “под “переворотом” подразумевается не только смена с домашней и классной работой, но и действие от обратного.
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.
Традиционный подход |
"Перевернутый" подход |
|
Учащийся |
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. |
Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. |
Учитель |
|
Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение. |
ИКТ |
|
Изменение методов и форм работы посредством ИКТ. |
Методы |
|
Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход. |
Построение урока |
|
Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы. |
Представим схематично объекты переворачивания
Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.
Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.
Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя.
Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.- .