В начале урока учитель раздает маршрутные листы каждой группе, на которых указана последовательность прохождения зон (за урок каждая группа проходит все три зоны с интервалом работы 7-10 минут), а также задания, над которыми нужно работать в каждой зоне. В конце урока учитель и обучающиеся подводят итоги совместной деятельности на уроке, результатом которой может быть небольшой совместный продукт – схема, алгоритм, плакат, сочинение, карта и т.д.

Предварительно педагог осуществляет деление класса на три группы – это обязательное требование. Деление может происходить не только в зависимости от уровня усвоения материала, но и от педагогических целей, особенностей развития, психики и здоровья каждого ребенка. Для каждой группы учитель выстраивает индивидуальный маршрут. В идеале класс можно разделить на зоны: зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line, в каждой из которых занимается отдельная группа. И тогда первая группа, например, начинает работать с учителем, вторая в это время находится в зоне групповой работы, третья работает on-line с электронным образовательным ресурсом (на примере контента «Телешкола» ) за компьютерами по схеме 1:1 и т.д. Каждая группа учащихся должна поработать в трех указанных зонах, перемещаясь между ними в течение урока.

Методический прием смены «зон» или «станций», который был использован и ранее в рамках традиционного обучения, модифицирован на основе следующих положений:

  1. Работа в одной зоне обязательно должна быть основана на использовании электронных средств обучения. Время работы в данной зоне не должно превышать 10-12 минут.
  2. Оборудованных рабочих мест должно быть больше, чем учащихся в классе, чтобы предотвратить потерю времени отдельными учениками при ожидании завершения работы других.
  3. Необходима организация предварительной подготовки учащихся к работе в каждой зоне, что рекомендуется сделать на подготовительном этапе.
  4. Схема урока включает три этапа: организационный, этап деятельности в рабочих зонах и этап рефлексии 

Преимущества модели «Смена рабочих зон»

  1. Используя модель «Смена рабочих зон» в рамках школьного практикума по химии, нами сделаны заключения о преимуществах данного подхода:

  2. повышение мотивации учебной деятельности на основе интереса учащихся к самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах;
  3. возможность индивидуализации обучения за счет работы учащихся в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Эта особенность позволяет проявить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении 
  4. снижение утомляемости учащихся за счет смены деятельности в разных рабочих группах;
  5. развитие коммуникативности на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса;
  6. возможность изучения свойств токсичных веществ, а также веществ малодоступных для школьной лаборатории, используя ИКТ;
  7. развитие навыков интерпретации, как реального химического эксперимента, так и виртуального;
  8. решение проблемы недостатка химического оборудования за счет необходимости оборудовать пять столов в рабочей зоне (один ряд) вместо двенадцати – пятнадцати столов для всего класса по теме. В результате учащиеся имеют возможность работать в разных зонах с разным оборудованием и, следовательно, выполнить больше практических задач, что способствует развитию навыков постановки эксперимента.

Риски использования модели «Смена рабочих зон»

Как и любой другой метод обучения, данная модель не является универсальным способом решения всех дидактических проблем и имеет свой диапазон применения. Отметим те ограничения, с которыми учитель может столкнуться в ходе использования данной модели:

  • трудность контроля работы групп для учителя в случае большого количества (более двадцати человек) учащихся в классе. Решить эту проблему можно организацией работы с источниками информации на бумажных носителях в одной из зон, что требует меньшего внимания учителя.
  • разный темп работы учащихся в классе. Для решения этого вопроса, как было сказано выше, оборудуются лишние рабочие места в каждой зоне. Таким образом, учащимся не приходится ждать друг друга при выполнении работы.
  • отсутствие выхода (плохая связь или блокирование нужного контента фильтрами) в Интернет для организации работы с видео материалами по теме. Для предотвращения возможных технических проблем с использованием материалов Сети лучше использовать сохраненные на электронных носителях копии видео файлов, которые загружаются на все ноутбуки (планшеты), с которыми работают учащиеся на уроке.
  •