Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Американский психолог Б.Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней: знание (перечисляет, воссоздает, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает); понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры); применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз); анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует); синтез (обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создает, выражает гипотезу); оценка (критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:
- ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
- отсутствуют временные ограничения;
- возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.
Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.
Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:
- педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
- ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
- обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
- педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
- использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.
Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. Когда учитель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:
- каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;
- обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);
- нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в рамках модели «Перевернутого класса»:
- учащиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»;
- учащиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
- при изучении материала учащийся должен мыслить критически;
- важно не только изучить существующие материалы, но и уметь «решать проблемы путем создания новых решений».
Суть метода «Перевернутого урок»
- Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.
- Важнейшим этапом организации урока с использованием модели «Перевёрнутый класс» является разработка инструкции в соответствии с которой учащиеся должны самостоятельно изучить тему. Алгоритм её составления представлен вашему вниманию:
- 1. Определить тему для самостоятельного изучения школьниками.
- 2. Подобрать дополнительные информационные ресурсы по теме, которые расширяли бы рамки школьного учебника и освещали тему более подробно.
- 3. Продумать несложные задания для самоконтроля, чтобы учащиеся могли проверить, насколько успешно они справились с изучением материала.
- Инструкция по выполнению домашнего задания представлена вашему вниманию.
Учебное занятие включает в себя несколько этапов:
- I этап - Мотивация к деятельности.
- Учитель активизирует уже имеющиеся знания по самостоятельно изученной дома теме в соответствие с инструкцией, пробуждает интерес к обсуждению проблемы.
- Учащиеся отвечают на вопросы:
Задает вопросы:
- Друзья! Помогите мне найти точки, которые лежат на оси абсцисс.
Щелкни по ним мышкой!
- Друзья! Помогите найти точки, которые лежат на оси ординат.
Щелкни по ним мышкой!
Насколько успешно поработали ученики дома, проверяется учителем с помощью входного контроля в начале урока. В зависимости от уровня подготовки учащихся к уроку, они делятся на 3 группы (базовый, повышенный, высокий уровни).
На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание и самооценивание на основании модельного ответа при проведении входного контроля.
II этап - Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Постройте по заданным координатам Рисунок
Формулируют проблему урока.
На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание.
III этап - Исследование проблемной ситуации. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации при работе в группах. Перед началом работы учитель обязательно должен поинтересоваться, какие затруднения испытали учащиеся при подготовке домашнего задания.
Каждая группа получает свой маршрутный лист, в соответствии с которым работает на уроке. Задача учителя – разработать продуктивные задания и предложить их для выполнения учащимся.
На данном этапе урока учитель выступает в роли организатора и координатора, корректируя работу учащихся в группах, отвечает на вопросы учащихся, появляющиеся в ходе работы в группах.
На данном этапе используется критериальное оценивание выполненного группой продуктивного задания. Для каждого вида продуктивных заданий (заполнение схемы, составление сравнительной таблицы, составление кластера) разработаны рубрикаторы, позволяющие оценить работу ученика с помощью универсального критериального аппарата. Критерии – это основные составляющие деятельности, требующие оценки (проверки). Показатели – это универсальный набор качественных признаков сформированности умений (выполняет полностью самостоятельно, выполняет частично с помощью, затрудняется в выполнении). Критерии оценки ученик получает до выполнения задания, поэтому они служат ему алгоритмом работы.
IV этап - Обобщение и систематизация знаний. Организует работу по обобщению и систематизации. Учащиеся представляют результаты работы группы в виде защиты выполненного продуктивного задания.
Для оценивания деятельности учащихся используется формирующее оценивание.
V этап - Рефлексия деятельности. Учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы уч-ся. Учащиеся отвечают на вопросы, Подводятся итоги урока. Используется формирующее оценивание и самооценивание по заданным критериям.
В завершении урока учитель предлагает дифференцированное задание на дом:
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.
Преподавание по методике «перевернутый класс» повышает мотивацию учащихся и улучшает качество их знаний, способствует формированию и развитию личностных качеств обучающихся.
Усиливается вовлеченность учащихся в учебный процесс, повышается их ответственность за свое обучение.
Преподавание математики по модели «перевернутый класс» реально. Но наряду с преимуществами надо учитывать и некоторые особенности и риски.
Использования технологии смешанного обучения позволяет реализовать актуальную задачу — активизировать роль ученика в процессе обучения, перенести акцент с первостепенной важности предмета на ученика, перейти от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого ученика, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях.